03.12.2016

Броненосный крейсер "Рюрик".





Тактико-технические характеристики:

Spoiler


Водоизмещение 10 993/11 960 т
Длина 126 м
Ширина  20 м
Высота  7,9 м
Бронирование
Пояс — 127…254 мм, траверсы — 203…254 мм,
палуба — 37 мм
Мощность  13 250 л. с. (9,7 МВт)
Скорость  18 узлов (33 км/ч)
Дальность плавания  6700 морских миль на скорости 10 узлов, (12 400 км/19 км/ч)
Экипаж  22 офицера, 719 матросов
Артиллерийское вооружение  4 8/35 калибров (203 мм),
16 6/45 калибров системы Канэ (152 мм),
6 120-мм в 45 калибров системы Канэ,
6 47-мм, 10 37-мм
Торпедно-минное вооружение  Шесть 381-мм торпедных аппаратов

http://keu-ocr.narod...pictures/27.jpg

начало строительста - 19 мая 1890 г.
спущен на воду - 22 октября 1892 г.
введён в эксплуатацию - 16 октября 1895 г.
гибель - 14 августа 1904 г. в 10 ч. 42 минуты.


Характеристика и оценка проекта

Spoiler


Проект разработан на Балтийском заводе инженером Н.Е. Родионовым по заданию управляющего Морским министерством в июле 1888 г. Водоизмещение -9000 т, развитие конструктивного типа «Памяти Азова». Проектировался новый корабль в противовес английским крейсерам типа «Blenheim», но в отличие от них, имевших только палубную броню, имел броневой пояс толщиной 203 мм и более сильную по сравнению с прототипом артиллерию (четыре 203-мм, 16 152-мм, 30 37-мм и 47-мм). Две паровые машины общей мощностью должны были обеспечить, с запасом угля, дальность плавания экономическим ходом в 9 узлов до 20000 миль.
Специалисты МТК в своих отзывах указали на облегченность слишком длинного и узкого, по их мнению, корпуса (длина по КВЛ - 128,4 м), дальность плавания признали обеспеченной лишь на 15000 миль, в весовой нагрузке отсутствовал целый ряд грузов и водоизмещение должно быть на 286 т больше. Несмотря на возражения управляющего Балтийским заводом М.И. Кази, проект отклонен по приказанию генерал-адмирала, а разработка была поручена МТК. В соответствии с изменениями, предложенными генерал-адмиралом и управляющим Морским министерством, скорость уменьшалась с 18,5 до 18 узлов, дальность плавания ограничивалась 10000 миль. Новый проект в двух вариантах разрабатывался под руководством Н.Е. Кутейникова и был готов к январю 1889 г. Главными отличиями нового проекта являлась уменьшенная до 118,9 м длина и увеличенная до 20,6 м ширина корпуса. Вооружение сохранялось такое же, но к четырем ТА добавили еще два. Чертежи крейсера в 10000 т были одобрены императором Александром III.

В мае 1889 г. проект был утвержден. Новый океанский крейсер по водоизмещению почти вдвое превосходил своего предшественника - «Память Азова». Достигалось увеличение расчетной дальности плавания 9-узловой скоростью до 15000 миль (по первоначальному проекту - даже 20000) и одновременно усиление бронирования и вооружения до уровня, позволяющего «не уклоняться от боя при встрече с неприятельским броненосцем».
Сборка корабля началась в сентябре 1890 г., но уже через месяц работы были приостановлены почти на год из-за неопределенности с разработкой проекта машинной установки. Ждали результатов испытаний избранных в качестве прототипа новейших машин черноморских броненосцев. Из-за увеличения габаритов машин требовалось удлинить машинные и котельные отделения, а из-за трудности обеспечения броневой защитой чрезмерно поднявшихся над ватерлинией машин и вовсе изменить схему расположения энергетической установки. Окончательно приняли вариант с двумя машинами на каждом валу, как на английских крейсерах типа «Blenheim», суммарной мощностью 13250 л.с. Протяженность каждого машинного отделения пришлось увеличить еще на 6,1 м, а длину корпуса по ватерлинии довести до 129,8 м. Несмотря на предложение Н.Е. Кутейникова о внедрении новых водотрубных котлов, остановились на прежних огнетрубных. В итоге проектное водоизмещение достигло 10933 т. Постройка задержалась еще и из-за перехода русского флота на вооружение скорострельными пушками системы Канэ. На «Рюрике» впервые установили только что принятые на вооружение патронные 152-мм и 120-мм орудия на центральных станках с беседочной системой хранения и подачи снарядов с применением электрических элеваторов (вместо старых стеллажей и ручных подъемников). Этот же корабль отличали повышенная энерговооруженность и электрофицированность, внутрикорабельная телефонная связь отечественного образца системы Е.В. Колбасьева.
Официальная закладка корабля состоялась 19 мая 1890 г. в присутствии царской семьи. В августе управляющий Морским министерством решил заменить 152-мм пушки в 35 калибров на новые в 45 калибров. Пришлось изменять подкрепления под орудия, расположение погребов и систему подачи. Именно с «Рюрика» началось применение новой системы хранения и подачи 152 и 120-мм боеприпасов в беседках. Для защиты 152-мм орудий от продольного огня в сентябре 1892 г. решили оградить их дополнительными броневыми траверзами из плит толщиной 102 мм общей массой 87 т. На 95 т стал тяжелее корпус из-за усиления его конструкций. 22 октября 1892 г. корпус спущен на воду. 12 октября 1894 г. переход в Кронштадт. На предварительном испытании 23 октября 1894 г. крейсер достиг наибольшей скорости 19,1 узла, средняя скорость составила 18,8 узлов.
Во время постройки корабля, в 1893 г., П.Н. Вульф подал записку с планом усиления крейсерских сил. На основе критики проекта «Рюрика» он предлагал отказаться от торпедных аппаратов, мин заграждения, противоторпедных сетей и парусного вооружения. По его мнению, океанскому крейсеру не нужен броневой пояс и достаточно карапасной палубы. Все это могло сэкономить до 1000 т водоизмещения, что давало возможность увеличить запасы угля.
1 июня 1895 г. «Рюрик» вышел в первое заграничное плавание - для участия в международных торжествах по случаю открытия Кильского канала. Выделявшийся мощью и изяществом архитектуры, русский крейсер привлек всеобщее внимание. Английские газеты назвали его «Жемчужиной Кильской эскадры».86 Во время плавания из Киля в Кронштадт на борту находился генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Крейсер, как докладывал он царю, по справедливости может быть назван «первым, вполне удавшимся... и наиболее сильным из ныне существующих судов этого типа».


Владивостокский отряд «невидимок»

Spoiler


После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.

Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».



http://keu-ocr.narod...pictures/29.jpg

http://keu-ocr.narod...pictures/28.jpg






Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.
А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...
На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...
Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» — сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».
Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры»
.
...А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.
О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

http://flot.com/uplo...ck/8b3/rur1.jpg

Подвиг крейсера "Рюрик"
Spoiler


На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

...Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».


С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Spoiler


Печально, но факт: памятника, который увековечил бы подвиг рюриковцев, у нас по сей день так и нет. Очевидно, командованию ТОФ не хватило 100 лет, чтобы сделать это не на словах, а на деле. А от улицы, названной в честь крейсера «Рюрик» еще при царе-батюшке, которая пролегала от Покровского кладбища вниз к Амурскому заливу, нынче практически ничего не осталось...


 k_414 (04 Сен 2012 - 22:47) писал:

Не спорю, но для рейдера хватило бы вооружения Колумбии или Шато-Рено да и пояс явно не для рейдов был нужен. Боевая, т.е. эскадренная составляющая налицо. А то что к 1904 г с него сняли парусное вооружение, на защите артиллеристского не отразилось. Помнится и Адмирал Нахимов тоже как рейдер задумывался и ничто не мешало копировать англичан дальше - снять бортовые башни, а за счёт этого усилить бронирование или расположить несколько палубных установок. В итоге Память Азова был бы похож на британский Орландо так же как и Нахимов на Имперьюз, а Рюрик бы уже был чем-то между Асамой и Пересветом (извиняюсь за химерическое сравнение).
К тому же о заданиях разговор отдельный. Всё проектировалось в соответствии с заданием. Даже Гангут. Что хотели, то и получили. Время показало правильность или ошибочность первоначальный пожеланий и идей заложенных при проектировании.

 ropbIHbI4_ (04 Сен 2012 - 12:43) писал:

Конечно, вы правы – у «Рюрика» вооружение было ахиллесовой пятой. Думаю, что резерв по весу, для установки башен у него был, снять ненужное парусное вооружение, + совершенно излишние  120-мм пушки вносящие ещё большую сумятицу в его вооружении(не зря на «России» и «Громобое» от них отказались. Но всё таки самый большой минус это не защищённость артиллерии.  Достаточно было одного взрыва на открытой батарейной палубе «Рюрика» что бы полдюжины орудий оказалось выведенными из строя. Сюда ещё можно добавить, что орудия на всех крейсерах серии не были предназначены для дальней стрельбы и сразу же выходили из строя при попытки открыть огонь на предельных дистанциях. В общем, это был могучий на картинках корабль, в реальности же он как и все первые корабли в серии был первым блином, который как водиться комом…

Увы, это надо было делать изначально. Переделка бы стоила как добрая половина корабля....120-мм пушки вообще установили в те годы только на Рюрике и Трёх святителях. Так что сделать выводы об их полезности трудновато. Если исходить из того, что Рюрик и его последователи имели 16х6", т.е. за счёт снятия 120-миллиметровок основное вооружение не усилили, а значит это была основа противоминного калибра. В те годы может и преждевременная, но осознанная как необходимость в середине следующего десятилетия. Мне кажется, что если бы их сняли, то на их месте появилось бы дюжины полторы 37-мм и 47-мм орудий. А вот если бы Рюррик пережил войну и не стал после неё учебным судном, то, скорее всего, получил бы вместо них 4х6" или даже 2х8". Хотя если пересчитывать не на стволы, а на массу, то действительно лучше их вместе с боезапасом и системами подачи заменить на прегородки на батарейной палубе.
А про то, что станки применяемые для орудий системы Канэ в русском флоте были слабоваты для стрельбы при больших углах возвышения, было извесно и до войны. Этот недостаток компенсировали запретом такой стрельбы. Чего уж проще ))). Кстати, после войны ещё и стволы усиливали. Так что можно говорить о том, что система не была доработана.






Источник: http://forum.worldofwarships.ru

01.19.2016

Появилась лодка для любителей барбекю

13.07.2012 13:18 2384 Barbeque Dining Boat – идеальное место для проведения воскресных пикников для достаточно большой компании. При этом барбекю можно устроить прямо на воде.

10.22.2014

Традиционные каноэ изготовленные по Канадской технологии.

Уже многие сотни лет каноэ является главным средством передвижения жителей Северной Америки и Канады. В древние века каноэ служило единственным средством передвижения по воде для торговли, охоты и рыбной ловли.

01.25.2016

Зигзаги времени.

Зигзаги времени. Парадоксы, связанные с временем как формой существования материи, неизменно привлекают общественное внимание, будоражат воображение.