06.03.2014

- Transport on Line -





windows-1251 - Transport on Line -

"АСТРАХАНСКИЙ КОРАБЕЛ" ОСВАИВАЕТ КАСПИЙ

Рафаил БИКМУХАМЕТОВ, корр. «Интерфакса» — специально для «Морских вестей России»

Созданная в апреле прошлого года финансово-промышленная группа «Астраханский корабел» намерена стать тем самым единственным механизмом, с помощью которого Россия может вернуть утраченные позиции на Каспии и завоевать основные рынки этого бассейна.

Идея создания подобной организации, которая бы объединила действия моряков, речников и судостроителей, родилась в Астрахани еще в перестро-ечные горбачевские времена. Толчком послужила ситуация, возникшая после появления в регионе самостоятельного объединения морского транспорта. Самостоятельность-то астраханским морякам высокопоставленные московские чиновники дали, но оставили практически без работы. Все суда, приписанные к Астрахани, а это тринадцать сравнительно новых танкеров и сухогрузов, одним росчерком пера недальновидного начальства были переданы Азербайджану.

Теперь-то мы знаем, к чему это привело. После развала Союза Россия в одночасье оказалась без торгового флота на Каспии...

Раньше всех спрогнозировал будущую ситуацию тогдашний начальник объединения морского транспорта Николай Русанов. Именно он озвучил идею кооперации астраханских предприятий водного транспорта и судостроения для того, чтобы начать строительство судов класса «река-море» и тем самым создать мощную судоходную компанию. Но идея тогда так и не реализовалась.

С новой силой обстановка обострилась после распада Союза. Идея кооперации снова загуляла по различным кабинетам, и, возможно, на сей раз ей бы дали ход, но тут в скором времени появились Указы Президента РФ о создании Северо-Каспийского морского пароходства, о строительстве в Астрахани морского торгового порта, подкрепленные соответствующими правительственными постановлениями. Все это легло в основу программы возрождения торгового флота России на Каспии, названной президентской.

Однако всеобщая эйфория, порожденная президентской программой, улетучилась довольно быстро. Астраханцам в Москве однозначно дали понять, что денег на строительство новых судов и морского торгового порта нет в бюджете и в ближайшие годы не будет. Идея возродилась вновь, но теперь инициативу взял в руки энергичный астраханский губернатор Анатолий Гужвин. Заинтересовались ею и крупные коммерческие и финансовые структуры региона, в частности инвестиционно-финансовая компания «Юг» и Волго-Каспий-ский акционерный банк.

Да и астраханский директорский корпус к тому времени основательно подрастерял свои амбиции. Такие крупные и в недавнем прошлом благополучные предприятия, как Морской судостроительный завод, «Лотос», «Красные Баррикады», оказались на мели, работая на треть от своих мощностей. Не в лучшей ситуации находилось и Севе-ро-Каспийское морское пароходство.

Одним словом, экономические условия, что называется, созрели. И в апреле прошлого года, после основательной организационной подготовки, были подписаны официальные документы о создании первой в Астраханской области финансово-промышленной группы «Астраханский корабел». Ее учредителями выступили многие предприятия и организации, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, поэтому назову лишь наиболее значимые. Помимо компании «Юг», генеральный директор которой Владимир Меланин стал управляющим центральной компанией ФПГ, и Волго-Каспийского акционерного банка среди учредителей мы видим самые мощные судостроительные заводы Астрахани, сильное конструкторское бюро «Вымпел», известный в мире норвежский концерн «Акер», технологии и оборудование которого известны в нефтяном мире.

Интерес норвежцев к Астрахани вполне понятен. Каспии, где разворачиваются крупномасштабные работы по освоению шельфовых месторождений нефти и газа, может стать для «Акера» отличным рынком сбыта, астраханские судостроительные предприятия - готовой производственной базой, а Севе-ро-Каспийское пароходство в силах наладить четкую транспортную связь. Тем более что на стыке Волги и Каспия, в районе поселка Оля в ста километрах от Астрахани, начал действовать первый, так называемый пионерный причал будущего морского торгового порта. В скором времени сюда пойдут грузовые морские паромы из Азербайджана, Туркменистана и Ирана.

- Маркетинговые исследования, проведенные экспертами, показывают, что именно «Астраханский корабел» реально и быстро должен стать тем самым единственным механизмом, с помощью которого Россия может вернуть утраченные позиции на Каспии, - рассказывает Владимир Меланин. - Для этого налицо все объективные факторы. Прежде всего - мощный сырьевой и производственный потенциал, какого нет в других прикаспийских государствах. Квалифицированная и достаточно дешевая рабочая сила. Наконец, в наших руках ключи от единственной волной артерии - Волги, соединяющей Каспии с Черным, Балтийским, Средиземным морями, с Мировым океаном. Морской порт строится. А завоевав судостроительный рынок Каспийского бассейна, мы получим необходимые средства для создания своей мощной судоходной компании на базе Северо-Каспийского морского пароходства.

Короче говоря, астраханские власти, моряки и судостроители четко осознали, что надеяться на инвестиции «доброго московского дяди» не приходится и собственное благополучие надо строить своими руками.

С момента создания ФПГ прошло совсем немного времени, но, как бы сказали врачи, «ребенок родился здоровым и у него отменный аппетит», что подтверждается вполне красноречивыми фактами.

Начну с того, что уже летом был подписан крупный контракт на строительство в Астрахани трех сухогрузов класса «река-море» общей стоимостью 24 мимиона 200 тысяч долларов. Суда предназначены для Венгрии и сооружаются в счет долгов Советского Союза этой стране.

- Это очень серьезный экзамен для «Астраханского корабела», - говорил при подписании контракта губернатор А.Гужвин. - Заказ нужно выполнить быстро и по строгим стандартам германского «Ллойда». Если работа будет выполнена, то «Астраханский корабел» получит пропуск на международный рынок и сумеет заработать деньги на строительство морского порта по акционерному варианту и создание своей судоходной компании. Напомню, что контракт заключен под гарантию администрации области и поэтому мы прямо заинтересованы в успехе.

Но, пожалуй, больше всех заинтересованы в успехе корабелы Морского судостроительного завода и «Лотоса», получившие этот заказ. Более четырех тысяч человек получили выгодную работу по крайней мере на два года.

Не останутся без дела рабочие и инженеры завода «Красные Баррикады». Уже подготовлен контракт с одной из германских фирм на строительство в Астрахани трех морских судов на сумму в 25 миллионов долларов.

Решая сиюминутные проблемы занятости людей, руководители ФПГ не забывают о своей главной задаче, которая состоит в том, чтобы выйти на международный рынок сбыта со своей судостроительной продукцией и создавать собственный морской торговый флот. На стапелях своих заводов ФПГ полным ходом ведет строительство двух танкеров за счет инвестиций Волго-Каспийского акционерного банка. Как сказал В.Меланин, они будут переданы Северо-Каспийскому пароходству для совместной эксплуатации.

Перспективным смотрится и соглашение ФПГ и пароходства с иранской «Хазар шиппинг компани» об организации регулярного морского паромного сообщения между портами Астрахань и Энзели. Таких паромов у России и Ирана на Каспии нет, их еще нужно построить, и сделать это смогут только заводы ФПГ. Иранская же сторона берет на себя обязательство найти подходящую кредитную линию.

Недавно у меня состоялся весьма любопытный разговор с В.Меланиным. Он только что вернулся из Алма-Аты и, судя по всему, окрылен прошедшими там переговорами. А суть их заключалась в следующем. Казахстан вместе с шестью иностранными нефтяными и газовыми компаниями в будущем году приступает к бурению разведочных скважин на шельфе Каспия. Через четыре года предполагается добывать здесь не менее пяти мимионов тонн нефти и значительную ее часть возить танкерами. Проект «Северный Каспии» предусматривает приобретение нескольких морских буровых установок, танкерных, транспортных судов.

- Все это у нас или есть, или можно очень быстро построить, - поделился планами управляющий центральной компанией ФПГ. - На наших заводах практически готовы две морские платформы для бурения разведочных и эксплуатационных скважин. Каждая «весит» по крайней мере на сорок миллионов долларов. К будущей весне будут достроены два танкера. Но мы постараемся сделать так, чтобы не продать их, а с помощью Северо-Каспийского пароходства использовать для перевозки сырой нефти из Казахстана. Полагаю, что мы сумеем получить часть валютной реки от проекта «Северный Каспии», уже сегодня оцениваемого в три миллиарда долларов...

Не удивительно, что астраханские моряки основные свои надежды связывают именно с ФПГ «Астраханский корабел». Ведь некоторые проекты финансово-промышленной группы, как видим, уже сегодня начинают обрастать вполне реальными инвестициями.

-- МКТ -- www.transport.ru

Рейтинг@Mail.ru






Источник: http://www.transport.ru

06.26.2014

Штурм и взятие Измаила

Штурм и взятие Измаила Русско-турецкая война 1768-1774 годов с одной стороны пробила для России возможность выхода к Черному морю, а с другой породила неприемлемую как для Петербурга, так и для Стамбула ситуацию.